Битва при Ухуде была второй по значению битвой в истории Исла-ма. Это была первая битва, в которой войском, действовавшим противмусульман, командовал Абу Суфйан, и первая битва в жизни Халида.Святой Пророк проиграл это сражение, и ответственность за это несутисключительно те ненадежные лучники, которые ослушалисьприказов Пророка и своего непосредственного командира. В самомделе, покинув свои позиции, эти лучники тотчас же перестали бытьмусульманами и превратились в племенных арабов, склонных кграбежам.Ряд авторов высказывали мнение, что арабы в те времена ничего незнали о регулярных боевых действиях, что в военном отношении онидействовали методами налетчиков и понятия не имели о правилахведения боя. Многие из этих авторов высказывали предположение отом, что арабы научились военному искусству у византийцев и персов,с которыми у них начались военные столкновения после смертиПророка.Это не совсем так. Мы уже упоминали диспозицию, указаннуюПророком, и основательные военные соображения, на которых онаосновывалась. Также следует отметить, что при выборе поля бояПророк оставил Медину открытой для атаки курайшитов. Мединабыла базой мусульман, но путь к этой базе, проходивший южнеепозиции мусульман, был открыт Абу Суфйану. Мусульмане непреградили бы путь Абу Суфйану, если бы он вознамерился пойти наМедину Принимая такое решение, Пророк правильно угадал, что АбуСуфйан не посмеет двинуться на Медину, потому что при этом онподставил бы свой фланг и тыл для атаки мусульман. Так оно ипроизошло. Абу Суфйан не пошел на Медину, опасаясь мусульман,фланг которых располагался вдоль дороги. Это был классическийпример защиты своей базы не организацией ее защиты от лобовойатаки, а путем создания фланговой угрозы врагу при любой егопопытке подойти к базе. Применение данной тактики многократноповторялось в военной истории.Если Абу Суфйан и был вынужден вести бой в неблагоприятных длянего условиях, то диспозиция его войска была надежная, соответ-ствующая образцовой схеме, бывшей в ходу у римлян и персов. В со-ответствии с данной схемой основная часть кавалерии располагалась вцентре и образовывала мобильные фланги, способные действоватьпротив вражеских флангов и тыла. Если говорить о выборе поля длясражения и диспозиций, то едва ли какой-нибудь римский илиперсидский военачальник, командуй он этими войсками, поступил быиначе и расположил свои войска не так, как это сделали Пророк и АбуСуфйан. Воистину, ни один критик не предложил нам лучшеговарианта!Другим важным обстоятельством, выявившимся в этом сражении,является военная сметка и искусство, которыми обладал Халид. Когдаосновная часть курайшитского войска бежала, его меньшие части —кавалерийские отряды — не покинули поля боя. Обычно в случаях,когда основная часть войска обращается в бегство, его отдельныеотряды не остаются на поле боя. В этом мы видим проявлениеисключительного мужества Халида (и 'Икримы), которые продолжаликомандовать своими отрядами на поле боя вопреки логике, котораяподсказывала им, что, возможно, в этом нет никакого смысла. Мывидим терпение Халида и его нежелание признавать поражение.Только острый глаз Халида заметил брешь, созданную лучниками,покинувшими свою позицию. Он заметил это слабое место и тут жепринял решение попытаться использовать этот шанс, предпринявстремительное ответное действие, которое позволило ему атаковатьнезащищенные тылы мусульман. Именно этот блистательный маневрХалида превратил почти полную победу мусульман в их почти полноепоражение.Мы также видим решительность и настойчивость Халида, проявив-шиеся в том, как он безжалостно теснил упорных мусульман до техпор, пока они не дрогнули. То, что он лично убил троих,свидетельствует о его личном мужестве и искусстве ведения боя.Обладая присущими юности отвагой и пылкостью и в то же времятерпением и рассудительностью, свойственными зрелому возрасту,Халид проявил себя многообещающим полководцем.Это было первое в истории Ислама сражение, в ходе которого былосуществлен замечательный маневр. С этого времени маневрам истратегическим уловкам предстояло играть более заметную роль всражениях мусульман. Некоторым из людей, упомянутых в этойистории, в ближайшие два десятилетия предстояло покрыть себянеувядаемой славой... Халид, 'Амр ибн ал-'Ас, Абу 'Убайда, Са'д ибнАбу Вакк'ас.