Вскоре после отбытия Абу Суфйана Пророк распорядилсянемедленно готовиться к широкомасштабной операции. Оннамеревался собрать силы и двигаться с большой скоростью и втайне,чтобы никто из курайшитов не узнал о приближении мусульман до техпор, пока мусульмане сами не постучатся в их ворота. Это лишило быкурайшитов времени на заключение нового союза с соседнимиплеменами для того, чтобы дать отпор мусульманам. Пока шел сборвойска, Пророк узнал, что в Мекку направилась женщина с письмом,предупреждающим мекканцев о затевающихся против нихприготовлениях. Он срочно послал вслед за ней 'Али и Зубайра. Этидва смельчака нагнали женщину, обнаружили письмо и вернули его ипосыльную в Медину.Мусульманская армия выступила из Медины в поход 1 января 630 г.(в 10-й день рамадана 8 г. хиджры). ВМедине к войску Пророка присо-единились многочисленные отряды мусульманских племен, другиеприсоединялись к нему по пути. Таким образом, мусульманская армиявскоре достигла беспрецедентно высокой численности, 10 000 человек.С этим войском Пророк прибыл в Марр аз-Захран, что в 10 миляхсеверо-западнее от Мекки, причем курайшиты и понятия не имели оего передвижении. Это был самый стремительный из переходов,совершенных мусульманским войском.Как раз в это время 'Аббас, дядя Пророка, решил присоединиться кмусульманам и принять истинную веру. Когда мусульманское войсконаходилось в Джухфе, оно повстречалось с 'Аббасом, который сосвоим семейством направлялся в Медину. Обращение 'Аббасаобрадовало Пророка, которого всегда связывали с дядей сердечныеотношения.Когда мусульмане достигли Марр аз-Захрана, 'Аббас забеспокоилсяо том, что в случае если мусульмане возьмут Мекку силой, кампаниязавершится истреблением курайшитов. Поэтому, с разрешенияПророка, он выехал вперед на его муле, чтобы предупредитькурайшитов о серьезных последствиях их сопротивления и убедить ихвыслать своих представителей для переговоров о мире смусульманами. Примерно в это же время Абу Суфйан выехал изМекки, чтобы лично провести разведку и узнать, не видно ли гдемусульман. 'Аббас и Абу Суфйан встретились, когда первый из нихнаходился на полпути к Мекке.— Какие новости ты везешь, о отец Фадла? — спросил Абу Суфйан.—Посланник Аллаха, — отвечал 'Аббас, — идет сюда с10-тысячным войском.— Так что же ты нам посоветуешь?— Если мусульмане возьмут Мекку боем, преодолев сопротивлениеее защитников, они наверняка отрубят тебе голову Поедем со мной кПророку, и я попрошу, чтобы он сохранил тебе жизнь.Абу Суфйан сел на мула позади 'Аббаса, и таким образом онипоехали в лагерь мусульман, достигнув его к вечеру. Случилось так,что в ту ночь командиром стражи был 'Умар, и он совершал обходлагеря, чтобы убедиться, что стражники не спят. Он первым заметил иопознал двух гостей и вскричал: «О! Абу Суфйан, враг Аллаха! ХвалаАллаху, что ты прибыл в наш лагерь без надежной охраны». Затем'Умар бросился к шатру Пророка, а 'Аббас, догадавшись о замысле'Умара, погнал мула вперед. Трое одновременно достигли шатраПророка, и между 'Умаром и 'Аббасом разгорелся жаркий спор. 'Умарпросил разрешения отрубить голову врага номер один, а 'Аббаснастаивал на том, что, поскольку он обещал Абу Суфйану своюзащиту, тому нельзя причинять вреда, прежде чем его не выслушают.Пророк велел всем троим уйти и явиться к нему утром. 'Аббас увелАбу Суфйана в свой шатер, где тот провел бессонную ночь, гадая обожидающей его участи.На следующее утро, когда 'Аббас и Абу Суфйан направлялись кшатру Пророка, последний заметил их приближение и сказал: «Идеттот, кто намеревается стать мусульманином, но не являетсямусульманином в душе». Когда они подошли к шатру, Пророкспросил:
— О Абу Суфйан! Разве ты не знаешь, что нет Бога, кроме Аллаха?— Теперь я это осознал. Если бы существовали другие боги, в кото-рых я верил, то они обязательно пришли бы мне на помощь.— А разве тебе неизвестно, что я — Посланник Аллаха?Это был ужасный миг для Абу Суфйана. Он был гордым вождемкурайшитов, одним из знатнейших людей в племени, потомкомУмаййи. Он всегда оценивал себя как наипервейшего, и в этом он былправ. Он действительно был повелителем Мекки — человеком,которого уважали и почитали все жители города. Теперь же он стоял вкачестве смиренного просителя перед тем самым человеком, которогоон преследовал и с которым боролся на протяжении долгих лет,уничтожение которого было его сокровенным желанием.— По этому поводу, — ответил Абу Суфйан, — у меня есть некото-рые сомнения.При этих словах 'Аббас свирепо взглянул на Абу Суфйана.— Горе тебе, о Абу 'Аббас! — прошипел он. — Покорись или ли-шишься головы!— Свидетельствую, — торопливо проговорил Абу Суфйан, —- чтоМухаммад — Посланник Аллаха!Тем временем 'Аббас незаметно для Абу Суфйана шепнул Пророку:— О Посланник Аллаха! Абу Суфйан — гордый человек. У него естьчувство собственного достоинства и самоуважения. Не будешь ли тымилостив к нему и не дашь ли ему знак, что особо отличаешь его?На это Пророк сказал:—Тот, кто войдет в дом Абу Суфйана, будет спасен. Лицо АбуСуфйана посветлело. Мухаммад удостоил его особой чести. Пророкпродолжал:— Тот, кто запрет дверь на замок, будет спасен. Тот, кто останется вмечети, будет спасен.Затем Абу Суфйан вернулся в Мекку, где люди собрались вожидании новостей, касающихся их участи. Абу Суфйан обратился ктолпе: «О курайшиты! Мухаммад пришел с войском, с которым вы неможете сравниться. Подчинитесь ему, и будете спасены. Тот, ктовойдет в мой дом, будет спасен». При этих словах толпа загудела. «Исколько же человек, по твоему мнению, войдет в твой дом? —саркастически спрашивали люди. Тогда Абу Суфйан добавил: «Тот,кто останется дома и запрет дверь на замок, будет спасен. Тог, ктоостанется в мечети, будет спасен».Слова Абу Суфйана успокоили толпу, но не успокоили его жену,Хинд. Она набросилась на него как дикая кошка, дала ему пощечину ивцепилась ему в усы. «Убейте этого старого жирного болвана! —кричала она толпе. — Он нас предал!» Поскольку Хинд не былапушинкой, АбуСуфйану, наверное, пришлось несладко. Впрочем, ему удалосьстряхнуть ее с себя, и он ушел к себе домой.66